Новости РСПМ и компаний
21.12.2020 Заметки коммерческого директора ТПК УралСибМет о рынке металлопроката
Декабрь ознаменовался приходом традиционных холодов в Сибирь. Строительство резко замедляется, но, как ни парадоксально, цены продолжают расти!
Еще в ноябре металлургами страны было объявлено увеличение стоимости листовой продукции к январю на 11 000 рублей за тонну, но уже сегодня цены по данной категории бьют рекорды. Как следствие, по цепной реакции растут цены на другие виды металлопроката. Так на трубную продукцию каждую неделю отмечается рост от 3000 до 5000 рублей за тонну. Не заставил себя долго ждать и фасонный прокат. Швеллер и угол демонстрируют поднятие на 5000-10000 рублей за тонну. Следом растет в цене балочная продукция на 10000 рублей за тонну. Не отстают от двутавра и сортовой стальной прокат. Арматура добивается роста в 9000 рублей на январь 2021 года.
Но эти цены объявлены на январь, а что же происходит в декабре? Цены на региональных рынках «с земли» растут за индикаторами металлургов, но не так быстро, поскольку у металлотрейдеров ещё остались запасы с более низкой себестоимостью. Есть объекты, которые продолжают строиться в данный момент, чтобы поспеть к финальной сдаче до нового года, и, к сожалению, строительным организациям приходится покупать металлопрокат часто дороже своей сметной стоимости.
Почему цена растёт? Откуда такие резкие взлеты на стальную продукцию? Такие вопросы задают нам наши партнёры. Причин такой резкой волатильности рынка металлопроката очень много. Неоднократно замечены случаи, когда сталь не только показывала стремительный рост, но и обвалы в серьезных ценовых диапазонах. Давайте попробуем объяснить несколько основных факторов текущего роста.
Китай является самым крупным производителем и одновременно самым крупным потребителем стали в мире. После весенней остановки экономики из-за пандемии, правительство Китая решило ударными темпами наверстать все упущенные проекты страны. Темпы наверстывания были выбраны настолько быстрыми, что китайская металлургическая отрасль побила свои рекорды предыдущих лет, а строители Поднебесной смогли освоить всё, что было произведено в стране. Таким образом, китайский стальной прокат не экспортировался за пределы страны, а это давало возможность другим мировым производителям свободно поднимать цены на протяжении всего 2020 года. Лишь весной было кратковременное падение. Но это падение сыграло лишь незначительную роль в общей картине года.
Ещё одна причина — это сырье для металлургического производства. Начиная с весны отмечен рост цен на металлолом, железные руды, коксующий угля, легирующие добавки в сталь. Параллельно росли затраты на топливо, электроэнергию, а как следствие, поднялась стоимость транспортных перемещений сырья и самого металлопроката. Всё перечисленное является неотъемлемой составляющей стоимости производства стали и имеет свой ценовой вес в каждой тонне проката.
Если взять российскую металлургию в отдельности от мировой, то себестоимость её производства является одной из самых низких в мировых масштабах. Это обусловлено тем, что все компоненты для производства находятся на территории России. Но если посмотреть на цену готовой продукции, то она редко уступает ценам на мировых рынках. Секрет данного феномена кроется в том, что валютная выручка российских металлургов выше рублевой на внутреннем рынке. Это происходит за счет разницы стоимости рубля и той валюты, в которой происходит продажа на экспорт. Видя такую разницу, металлургические комбинаты «выравнивают» стоимость экспорта и продаж на внутреннем рынке. Так как евро и доллар показывают волнообразный рост, то и стоимость стали в России растёт. Другими словами, российская экономика живёт по мировым ценам.
Есть и много других причин. Бывало и такое, что океанские тайфуны не давали австралийским судам вовремя поставлять железорудное сырье в Китай, образовывался дефицит, а цена поднялась. В другой раз серьезная авария на одной из шахт Бразилии блокировала подачу сырьевых компонентов и это тоже повлияло на рост цены. Выборы президентов стран могут действовать на цену. Обледенение моста во Владивостоке может стать причиной роста цен на стальные изделия. И много других факторов, которые то взмывают вверх, то приспускают цены на такой жизненно-важный продукт как металлопрокат.
Мы затронули лишь основные причины текущего роста цен на сталь. Как Вы убедились, их очень много. К сожалению, каждый прибавленный рубль к стоимости одной тонны готовой продукции металлургического производства влияет в первой степени на обычного гражданина нашей страны. Растёт стоимость недвижимости, установки коммуникаций, строительства и ремонта дорог, как автомобильных, так железных. Растёт много чего так, как сталь была и остаётся основой любой инфраструктуры. За поддержание инфраструктуры приходится платить не кому-либо, а обычным гражданам, на плечи которых перекладывают стоимость любой готовой продукции.
Мы верим, что правительством нашей страны будут замечены не только рост цен на сахар и подсолнечное масло, но и нездоровый рост цен на стальной прокат. Мы уверены, что Россияне достойны не только хорошо питаться за приемлемые деньги, но и позволять себе жить в хороших современных домах, ездить по целым и безопасным дорогам, путешествовать по стране и миру, учить детей в достойных учебных заведениях, лечить нуждающихся и пожилых людей в современных оборудованных клиниках. Мы огромная страна с огромным количеством ресурсов. Что мешает нам использовать их в своё благо, а не себе во вред?!
Мы завершаем эту заметку без каких-либо просьб к руководству страны и топ менеджерам заводов, но мы надеемся, что здравый смысл возьмет верх во всех инстанциях управленческого аппарата нашего великого государства.
Уважаемые Партнёры, мы поздравляем Вас с наступающим 2021 годом! Пусть всё плохое останется в 2020 году! Мы знаем, что следующий год будет добрым и плодотворным для всех!
С уважением, Максим Жаркой, коммерческий директор ТПК УралСибМет.
Поделись с коллегами:Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: