Статьи в СМИ о компаниях РСПМ
04.02.2021 Стальной удар: как объяснить и чего ожидать (мнение руководителей металлоторговой компании)
Олег Чернов, генеральный директор ИМС (в структуру входит БМК), на своей странице в ФБ опубликовал свое видение текущей ситуации на рынке металлов.
В частности, он отметил: "Сегодня внезапный для многих скачок цен на металл — одна из ключевых тем на повестке дня у профессионального сообщества. Да, действительно, стоимость чёрного металла обновила свой десятилетний «антирекорд».
Если смотреть на реальное изменение цен за последние 6 месяцев, то внутренняя розничная стоимость арматуры выросла на 63%, сортового проката — на 43%.
В чем причина, а главное — чего ждать дальше? Вот вопросы, которые тревожат строителей и металлообработчиков. Ответы на них уже попытались дать некоторые региональные СМИ. Думаю, подошло время для взвешенной оценки от нас, экспертов этого специфического рынка.
Проведя собственный анализ сложившейся ситуации, мы с моим партнером Артуром Поляшенко видим ситуацию следующим образом.
ПОЧЕМУ ЦЕНЫ РАСТУТ
Цены на металл полностью и целиком зависят от общемировой экономической ситуации. А сегодня здесь царит и правит Китай. Единственная экономика в мире, которая, несмотря на все негативные последствия covid-19, активно потребляет и поставляет. Судя по последним данным, объем производства и потребления Поднебесной практически восстановился до тех показателей, которые были до пандемии.
Судите сами:
По прогнозам, данным в 2020 году, мировое потребление металла достигнет 1 782 млн тонн. Основной потребитель металла на рынке — азиатский регион, включая Китай (70% от мировых цифр — 1 294 млн тонн). И Поднебесная забирает на себя сразу 950 миллионов тонн — более половины от мирового запроса!
А вот цифры от Исследовательского центра «Делойт» на декабрь 2020 года по потребностям в металле в СНГ: «скромные» 38 млн тонн или 2% от мировой потребности.
На кого будут ориентировать свои производства и цены металлургические комбинаты, включая российские концерны? На возможности Поднебесной.
А с учетом работы в «долларовой» системе координат, экспортная цена растет также для российских трейдеров — и весьма неприятными темпами. Вспомните 20-процентную девальвацию рубля к доллару, которую мы наблюдали в 2020 году.
Прекрасные «дрожжи» для дальнейшего роста, не находите?
Не будем забывать и о второй составляющей любого ценника — ЛОГИСТИКЕ.
Дополнительным фактором, который определил нынешний «металлический» скачок, стал общемировой рост цен на фрахт судов. Да-да, морская логистика тоже ориентируется сегодня на своего самого главного заказчика. Догадываетесь, кто он?
И при этом все внимание Китая посвящено активному экспорту в Америку (и немного в Европу). Обратных рейсов из США в разы меньше. Старушке же Европе такая морская активность и не снится.
В итоге, пока Китай получает максимально выгодные условия «по морю», весь остальной мир возит ту же самую руду и металл по «розничным» ценам. И закладывает трехкратный рост на эти услуги в себестоимость. А что еще остается? Заказывая сырье и продукцию на 1 полугодие 2021 года, руководители проектов БМК уже тоже «обрадовались» счетам за морскую перевозку.
ВНУТРЕННИЕ «ДРОЖЖИ»
Добавим в наш «пирог» высоких цен внутренних факторов. Растет и цена на исходное сырье для производства металла — железорудное сырье. Снивелировать его мог бы активный сбор металлолома, но и с этим в России по-прежнему туго.
Все это, плюс инфляционные ожидания, безусловно, влияет на конечную цену металла в рублях.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Думаем, что такая ситуация с небольшим 5-процентным колебанием (+/-) продолжится все первое полугодие 2021-го. Так что в март мы зайдем уже с ПИКОВОЙ ценой. Пострадает от этого в первую очередь потребитель металлопроката — строительная отрасль и металлообработчики.
Не думаем, что рост цен на металл повлечет скачок стоимости жилья — все же доля металла в себестоимости квадратного метра жилья составляет скромные 6,55%, а объем всех стройматериалов в целом — всего лишь 23%. Такие данные фиксируем мы в нашей работе, аналогичные цифры показывает Министерство промышленности и торговли.
А вот всех производителей металлоконструкций и широкого спектра металлоизделий ждут неприятности. Чтобы компенсировать рост затрат, им придется взвинтить цены на свою продукцию. Кроме того, потребуется корректировка государственных смет и контрактов. И если с коллегами-бизнесменами еще реально договориться, то госзаказчик не позволит пересмотреть сметы в сторону столь резкого увеличения. А вот эта проблема затронет многих.
Прогнозируем либо остановку таких строек, либо массовые неплатежи. Пока прогноз крайне НЕГАТИВНЫЙ.
Новые стройки стоят «на паузе» до понимания дальнейшей ситуации по ценам. Думаю, что простой составит 2-4 месяца.
По стройкам, реализованным менее, чем 60%, особенно по государственным контрактам, возможны проблемы с неплатежами в адрес подрядчиков, несдача объектов в срок и их «заморозка». Высокая вероятность банкротств как генподрядчиков, так и подрядчиков.
Кто вышел на финальную стадию стройки (более 80% готовности) — проблем быть не должно. Но в новые стройки люди заходить повременят.
ШАГИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Сегодня Правительством РФ утверждены временные пошлины на вывоз металлолома в размере 5%. Дополнительно с Минпромторгом обсуждаются и ограничения на экспорт железной руды: не исключаются квоты или полный запрет на экспорт, если действующие экспортные пошлины на лом не сдержит рост цен на металлопродукцию.
Мы на уровне Балтийский металлообрабатывающий кластер поддерживаем эти шаги и думаем, что эти меры помогут остановить рост цен на металл.
Однако КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ СОГЛАСНЫ с введением вывозных пошлин на металлопрокат: с учетом монополии комбинатов на российском рынке это будет ТОЛЬКО подталкивать их к увеличению отпускных рублевых цен.
Мой партнер Артур Поляшенко, руководитель крупнейшего металлотрейдера в регионе, солидарен в оценке ситуации: «Действительно, разнонаправленная динамика цен на металлопродукцию имела, имеет и, исходя из законов рынка, всегда будет иметь место. К сожалению, в последние месяцы рост цен действительно сложно прогнозировать. Однако результат мы видим — такие скачки больно бьют по строительной отрасли. Мы не в первый раз в своей истории сталкиваемся с подобной ситуацией и со своей стороны прилагаем максимум усилий нивелировать рост цен и оказать содействие нашим партнерам и клиентам.
БМК готова фиксировать цены на свои товары и услуги, корректировать стоимость при отрицательной динамике на остаток авансов и по действующим спецификациям, а также обеспечивать гарантийное хранение товаров на своих крытых складах или организовать поставку товаров на объект в режиме 24/7. Помимо этого мы открыто информируем наших клиентов о предстоящих рыночных тенденциях и обращаем внимание на выгоды или угрозы, связанные как с положительной, так и с отрицательной динамикой цен. Скажу откровенно: ради сохранения достигнутых с партнёрами договорённостей и взятых на себя обязательств зачастую приходится действовать в разрез с интересами собственного бизнеса. Но мы по-прежнему верны нашему стилю работы: БМК — это ЖЕЛЕЗНО. А значит, для сохранения бизнес-отношений, мы предпримем максимум усилий».
От себя добавлю, что в рамках работы проектов БМК мы также продолжим расширять сотрудничество с иностранными партнерами и поставщиками металлопроката. Эти шаги позволят нам найти выйти из зависимости от монополистов производственной отрасли, найти альтернативные решения и давать покупателю конкурентоспособную цену.
Конечно, сейчас для оперативного решения ситуации с ростом цен, выходом стало бы аннулирование ввозных пошлин на отделмые виды металлопродукции в РФ.
Уверен, что при решении логистических проблем и привлечении долгосрочных инвестиций по приемлемым условиям, наш регион мог бы стать отличной площадкой для размещения метообрабатывающих производств. По крайней мере, площадка Индустриальный парк Штальверк - Stahlwerk при поддержке Балтийский металлообрабатывающий кластер к этому готова на 100%".
Олег Чернов и Артур Поляшенко примут участие в 14-й Общероссийской конференции "Региональная металлоторговля России", которая состоится 19-20 февраля в Сочи. Программа конференции
Поделись с коллегами:Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: