Статьи в СМИ о компаниях РСПМ
10.01.2022 А год назад начинали за здравие...
Мировой рынок стали начал 2021 г. на подъеме, а завершил его на спаде. Всемирный потребительский бум, основной причиной которого были программы антиковидного стимулирования экономики, сменился спадом, как только действие этих программ было прекращено.
Кроме того, негативную роль сыграли такие факторы, как нарушение международных производственных цепочек и энергетический кризис в ряде стран. Некоторые эксперты ожидают улучшения весной, но I квартал 2022 г., очевидно, будет непростым для поставщиков.
Зима — всегда непростой период для металлургических компаний. В России в это время года всегда сокращается видимый спрос, покупательская активность обычно на минимуме. Правда, цены на стальную продукцию порой растут и в зимние месяцы, если складывается благоприятная конъюнктура за рубежом. Однако в этот раз экспортное направление стало слабым местом российских металлургических компаний. В конце 2021 г. они столкнулись с падением внешнего спроса, и эта тенденция, видимо, сохранится и в первые месяцы 2022 г.
Вообще, проблема недостаточной востребованности стальной продукции на мировом рынке приобрела актуальность еще в 2018 г., когда рост в глобальной экономике начал тормозиться. Возникшие в ней перекосы привели к тому, что деньги начали перетекать на финансовые рынки, а вот в реальном секторе появилась нехватка платежеспособного спроса.
Эпидемия коронавируса, как ни странно, позволила временно решить эту проблему. В западных странах, в Китае, да и у нас тоже в рамках программ антиковидного стимулирования экономики в реальный сектор и на потребительский рынок пошли триллионы долларов, что позволило загрузить мощности производителей и даже вызвать дефицит ресурсов и мощный скачок цен на них.
Однако удорожание металлов, пластиков, древесины, удобрений и многого другого в конце 2020 — начале 2021 г. привело к резкому увеличению затрат промышленников, которые, в свою очередь, стали поднимать отпускные цены на свою продукцию. К осени 2021 г. значение индекса PPI, отражающего уровень цен производителей, достигло в Китае максимальной более чем за 25 лет отметки, а в США и еврозоне — наивысшего с конца 1970-х — начала 1980-х годов уровня. К тому времени до таких же рекордных значений доросла и инфляция на потребительском рынке.
Для российских металлургических компаний конец 2021 г. стал, можно сказать, зеркальным отражением весны 2020 г. Во время локдаунов и падения спроса на российском рынке их выручили экспортные поставки. Теперь же проблемы возникли на внешних направлениях.
В январе—феврале основной слабостью металлургических компаний могут оказаться их же собственные сбытовые структуры. В течение 2021 г. независимые металлотрейдеры и производители сварных труб неоднократно критиковали их за излишне агрессивную ценовую политику. Очевидно, при неблагоприятной конъюнктуре приоритетной задачей торговых домов является обеспечение приемлемого уровня загрузки производственных мощностей металлургических предприятий, так что объемы продаж по тоннажу становятся более важным показателем, чем продажная цена.
При этом российский рынок стальной продукции становится все более контрастным и концентрированным. В первой половине 2021 г. резкий подъем цен выбил с рынка ряд потребителей — прежде всего малый и средний бизнес, а также частных застройщиков. В конце года Центробанк РФ начал борьбу с инфляцией, основной причиной которой является рост цен на импортные, импортозамещающие и экспортные товары. Ключевая ставка была в несколько приемов доведена до 8,5%, что, конечно, негативно скажется на все том же среднем, малом и мельчайшем бизнесе в 2022 г.
Однако в российской экономике есть целые большие сектора, которых все эти проблемы касаются в относительно небольшой степени.
Полный текст статьи читайте в январском номере журнала «Металлоснабжение и сбыт».
Поделись с коллегами:Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: