Статьи в СМИ о компаниях РСПМ

18.03.2024 КУМЗ: приоритет отдается внутреннему рынку


По итогам рейтинга журнала «Металлоснабжение и сбыт» Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ) сохранил в 2023 г. лидерство среди российских производителей алюминиевого проката.

Об особенностях работы предприятия в прошлом году и о планах на текущий год нашему изданию рассказал генеральный директор КУМЗа Василий Радько.

Василий Викторович, каких результатов удалось достичь КУМЗу в 2023 г.?

Несмотря на ограничения в работе, вызванные санкционным режимом, мы преодолели некоторый спад, наметившийся в 2022 г. Укрепили производственные и рыночные позиции, объемы производства выросли на 11,2%, а реализация товарной продукции увеличилась на 13%. КУМЗ устойчиво работал в положительной финансовой зоне.

Данные изменения произошли благодаря адаптации предприятия к текущей рыночной ситуации, способности реагировать на возрастающие запросы российской экономики, а также за счет обеспечения сбалансированного роста по всем основным видам производства. Объемы продаж на внутреннем рынке выросли в 1,5 раза. КУМЗу удалось загрузить свободные мощности, образовавшиеся из-за сокращения объема экспортных поставок. Это сформировало основной вклад в улучшение финансово-экономического положения, который превысил отрицательное воздействие таких факторов, как рост в течение прошлого года процентных платежей по кредитам в результате повышения Центробанком ключевой ставки.

Прошлый год обозначил также ряд сложностей, связанных с напряженной ситуацией на рынке труда, с обеспечением головного оборудования импортными материалами и запасными частями.

Возможно, важнейший итог 2023 г. заключается в понимании рынком необходимой синхронизации действий его ключевых игроков, в качественном улучшении совместной работы, в построении планов и программ по всем этапам партнерства — от разработки проектов и новых изделий до их серийного выпуска и применения в заданных сроках и объемах.

КУМЗ остается флагманом российской авиаметаллургии и у него, единственного из отечественных предприятий, осуществляющих глубокую переработку алюминия, на текущий момент есть свободные мощности в прокатном производстве, отвечающие запросам стремительно развивающегося авиастроения.

Вашими основными заказчиками являются предприятия авиа-, судо- и машиностроения. Как складываются взаимоотношения с ними? В 2023 г. многие производители проката цветных металлов отмечали увеличение емкости рынка в данном потребительском сегменте. Какие из отраслей — потребителей продукции КУМЗа заметно выросли, какие выглядят наиболее перспективными?

Отношения завода с основными заказчиками формируются с учетом новых вызовов, возникающих у наших партнеров. И в этом плане складывается необычная для последних десятилетий ситуация. Мы, безусловно, идем навстречу пожеланиям заказчиков, чтобы они могли справиться со своими обязательствами. Для этого изыскиваем свои резервы, меняем структуру заказов в пользу ключевых партнеров, осознанно идем на снижение планов производства, чтобы взять более трудоемкую продукцию. Это точный расчет на развитие взаимовыгодной перспективной совместной работы участников рынка, связанных общими целями и задачами.

Мы запрашиваем у стратегических заказчиков плановые рубежи на среднесрочную перспективу, чтобы выстроить свою стратегию с учетом их развития, в том числе чтобы соотнести параллели в сфере освоения новых изделий, внедрения в жизненный цикл продуктов уже на стадии разработки будущих изделий.

В качестве драйверов роста выступают авиастроительный, машиностроительный и строительный комплексы, судостроение. Положительную динамику потребления демонстрируют практически все стратегические заказчики, но настоящий прорыв по росту запросов мы ожидаем от авиастроения, объем поставок для которого в прошлом году вырос в тоннаже почти в 1,5 раза.

Наиболее привлекательным сегментом в сфере судостроения с точки зрения открывающейся перспективы стала площадка для маломерных судов (катеров, лодок, катамаранов и яхт). Здесь объемы продаж в 2023 г. выросли в 2,5 раза. Отличная динамика достигнута и по ряду направлений для автопрома: в 2,7 раза увеличились поставки для производства прицепной техники (цистерн, зерновозов, изотермических фургонов) и самосвалов, в 2 раза возросли продажи продукции, используемой при создании газомоторного оборудования.

Какая номенклатура наиболее востребована на рынке? По определенным товарным группам участники рынка отмечали некоторый дефицит. Планируете ли вы нарастить выпуск продукции?

У нас есть загруженные и недозагруженные мощности как в прокатном, так и в кузнечно-прессовом секторах. Есть резервы роста в литейном производстве. По части номенклатуры выпуск продукции вырос в 3-5 раз, но для рынка этого недостаточно. По части оборудования спланирована полная загрузка на 16-18 месяцев вперед, и это не совпадает с потребностями заказчиков.

Почему сложилась такая ситуация и как она решается? Это связано с изменениями долей выпуска продукции для внешних и внутреннего рынков, с изменением структуры продаж и неподготовленностью к этим процессам. КУМЗ, как и многие другие предприятия, еще 2-3 года назад не мог предположить, что оборудование, которое по большей части простаивало и в которое по этой причине ничего не вкладывалось, окажется настолько востребованным. Сейчас это оборудование вышло на первый план по загрузке, но его производительность далека от требуемой. Возникли «узкие места», которые необходимо расшить, оптимизировать сроки выполнения заказов.

Работа ведется в двух направлениях. Во-первых, вводятся внутренние резервы, в которых важную роль играют повышение надежности работы оборудования, более эффективное использование трудовых ресурсов, развитие планирования, управления и организации работы.

Второе направление — это техническое обновление мощностей и более активная инвестиционная политика. Объем финансирования инвестпрограммы предприятия в 2023 г. более чем в 5 раз превысил уровень 2022 г. С учетом ожиданий заказчиков основное внимание было уделено техническому обновлению кузнечно-прессового и литейного производств. Работа по данному направлению стартовала в 2023 г. и продолжится до конца 2025 — начала 2026 г. По нашим расчетам, реализация данной инвестпрограммы позволит значительно увеличить мощности по выпуску наиболее востребованных внутренним рынком видов продукции.

Хороший эффект у группы проектов по развитию инструментального направления. Они были открыты прошлом году, а завершить их планируется в 2024 г. Проекты связаны с увеличением производственных мощностей и объемов продаж готовых полуфабрикатов после механической обработки с высокой добавленной стоимостью, с повышением производительности труда, с расширением возможностей по выпуску штамповой оснастки. По данной группе проектов поддержку оказал Фонд развития промышленности.

Расскажите о сбытовой политике предприятия. Какие заказчики в приоритете? Как выстраиваются отношения с дистрибуторами и металлотрейдерами?

Сбытовая политика имеет свои особенности как в отношении экспортного рынка, так и в отношении рынков конечных потребителей, металлоторговых организаций. Сегодня экспортные поставки оцениваются с позиций возможности дозагрузки свободных мощностей. С учетом приоритетности внутреннего рынка за рубеж поставляется продукция ограниченной номенклатуры.

Все в большей степени КУМЗ ориентируется на запросы конечных потребителей, старается расширить практику прямых договоров и избавиться от посреднических структур. Это связано с необходимостью идентификации продукции, с оперативностью, гарантиями качества и безопасности.

КУМЗ не планирует становиться «розничным магазином». Для нас металлоторговцы были и остаются весьма значимыми клиентами, имеющими свои разветвленные сбытовые сети, потребляющими значительную часть нашей продукции. Однако сортамент продукции, безусловно, сильно изменился.

Какие планы КУМЗ ставит перед собой на 2024 г. и дальнейшую перспективу?

Планы оптимистичные. В 2024 г. планируем незначительно увеличить объемы производства и реализации относительно прошлого года, изменить структуру заказов в сторону более трудоемкой продукции, обладающей повышенной добавочной стоимостью.

В рамках научно-производственной программы в текущем году предусматривается значительный рост показателей по проведению опытных работ и освоению новинок, а также активная реализация квалификационной программы.

Объем инвестиций в техническое усиление кузнечно-прессового и литейного производств превысит 2 млрд руб. Эффект будет заключаться не только в наращивании объемов выпуска востребованной продукции, но и в оптимизации графиков производства.

В соответствии с комплексной программой развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 г. планируется кратное увеличение инвестиций в техническое обновление мощностей. В настоящий момент формируется инвестиционная программа. С учетом этого, именно запросы российского авиастроения приобретают для КУМЗа ключевое значение.

Читать интервью полностью в мартовском номере журнала "Металлоснабжение и сбыт"

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube 

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?