Статьи в СМИ о компаниях РСПМ

16.04.2025 Металл теперь ищут по-новому (обзор по круглому столу)


В конце февраля в Челябинске состоялся круглый стол «Закупка металлопроката», организованный компанией Е-Металл при поддержке Бизнес-клуба РСПМ-Урал. Генеральным спонсором выступила компания Комус. Поддержку также оказали Первая металлоснабжающая компания, Агентство Сайткрафт, Металл-База, CYBERSTEEL, Сталь-Максимум и Инокс.

В начале мероприятия выступил руководитель проекта Е-Металл В. Сунагатуллин, который представил текущие тренды в электронной металлоторговле. Он сравнил традиционный поиск металла на рынке и способы, которые сегодня все более активно применяются в дистрибуции, добавив: «Либо вы автоматизируете этот процесс, либо проигрываете».

Традиционная модель работы снабженца заключается в том, что ему необходимо просмотреть множество сайтов поставщиков с прайс-листами и обсудить с ними стоимость и условия поставки. Затем покупатель направляет заявки в заинтересовавшие его компании. Поставщики в свою очередь должны обработать полученные заявки. В итоге сделка будет заключена только с одним поставщиком, а остальные проведут работу впустую. Все это в конечном итоге влияет на стоимость проката, и платит за нее покупатель.

В идеале дела обстояли бы следующим образом: менеджер настолько владеет ситуацией, что знает, кому и какую заявку отправить, и отправляет ее только в том случае, если на 100% уверен в сделке. Чтобы приблизить реальность к идеалу, Е-Металл внедрил в структуру возможности искусственного интеллекта с функционалом автоматического поиска металлопроката.

В настоящий момент клиент может направить заявку в любой форме — через электронную почту, мессенджер, или же прямо с сайта. Нейросеть распознает ее, разберет на позиции, «вытащит» отдельные размеры, марку стали, стандарты и объем, и представит клиенту выгрузку по товарным позициям с предложениями от различных поставщиков.

Помимо этого, появился такой инструмент, как «Корзина». Если раньше покупателю было необходимо «проваливаться» в карточку каждого поставщика, то теперь все это аккумулируется в корзине, и заявка клиента отправляется единым кликом по всем поставщикам сразу. При этом каждый поставщик получает заявку строго по своим позициям.

В целом, уверен В. Сунагатуллин, проект движется в сторону максимального удобства пользователя.

Далее слово взял А. Романов, президент Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ). Он анонсировал ближайшие мероприятия союза, а также программу конференций, организуемых Информационно-издательской службой «Металлоснабжение и сбыт».

Затем спикер представил основные тренды рынков металлов России и мира. Ссылаясь на оценки участников рынка, прозвучавшие в феврале на конференции «Региональная металлоторговля России», А. Романов отметил, что прогнозы цен на сталь в 2025 г. в мире избыточно консервативны. Цены на сталь находятся ниже кривой себестоимости для значительного числа неинтегрированных производителей.

Утверждения о росте экспорта стали из КНР из-за замедления экономики могут быть некорректны. Существует значительный потенциал роста потребления стали как в Китае, так и в странах Глобального Юга. Необходимо учитывать размер промышленной базы и экспорт металлоемкой продукции в потреблении стали в Китае. Экспорт базовой стальной продукции не является приоритетом для китайской экономики.

Приоритетом для российских металлургов является развитие производства продукции с высокой добавленной стоимостью и интеграция в производство металлоемкой продукции. Рынки стран ближнего зарубежья, Африки и Ближнего Востока обладают значительным потенциалом.

Российский экспорт стали сократился из-за санкций и плохой конъюнктуры на мировом рынке, и в ближайшие годы он вряд ли восстановится. В 2023 г. металлургов выручил рост внутреннего потребления, но в 2024 г. он сменился спадом. В итоге часть произведенной продукции становится невостребованной.

Важным фактором в текущем году станут ремонты оборудования, которые будут проводить металлургические компании. Продолжится развитие торговых домов и сбытовых сетей производителей.

О развитии металлосервисных услуг в Первой металлоснабжающей компании (ПМК) рассказал генеральный директор Р. Кузьмин. Компания специализируется на комплексных поставках металлопроката, металлоизделий, материалов верхнего строения железнодорожного пути, а также сопутствующих материалов на российские промышленные предприятия. Не имея собственных складов, она работает от заявки клиента, активно используя при этом возможности таких площадок, как Е-Металл. Среди клиентов компании крупные холдинги (Росатом, Газпром, Роснефть и др.), поэтому она активно ведет тендерную работу и в 2024 г. приняла участие более чем в 700 тендерах.

Также в прошлом году ПМК запустила цех лазерной резки. На линии с размером стола 1,5х6 м можно резать лист толщиной до 36 мм.

Рассуждая о проблемах организации сервисной металлопереработки, спикер отметил неравномерность загрузки оборудования. Например, иногда оно может простаивать, а с наступлением сезона появится много мелких заказов, что потребует организации сверхурочных рабочих смен. В результате фонд оплаты труда увеличится, а маржинальность снизится. Одним из возможных выходов является расширение парка оборудования, чтобы одни и те же сотрудники работали одновременно на двух, а может, и на трех станках. В этом случае расходы на заработную плату не будут расти большими темпами. С этой целью ПМК запустит еще один лазерный станок, на котором в том числе можно осуществлять лазерную чистку металлоизделий от окалины, нагара, ржавчины, нефтепродуктов, краски, покрытий и т.д. Для осуществления дополнительной доработки продукции компания планирует приобрести в текущем году фрезерный станок.

П. Золотов, директор компании Опора Импэкс, рассказал о проблемах в закупках металлопроката, существующих в настоящее время. Так, он отметил, что деловая активность снижается, соответственно, сокращается и спрос на металлопродукцию. Волатильность цен составляет 30—40%. Средний чек снизился на 15—20%, а количество заявок — на 25—30%. Все стараются оптимизировать свои складские остатки. Помимо перечисленного, растянулась логистика, а также выросла стоимость кредитования и факторинга.

Спикер предложил несколько путей решения подобных вопросов, в числе которых обращение в Правительство РФ через Общероссийскую общественную организацию «Опора России». По словам П. Золотова, для поддержания малого и среднего бизнеса было бы эффективным внедрение программы льготного кредитования под 8—10% годовых для пополнения оборотных средств с лимитом до 1 млрд руб. на компанию. Для этого можно было бы привлечь Корпорацию МСП или ВЭБ.РФ, использовать соглашения с крупнейшими банками о предоставлении кредитов по сниженным ставкам, сформировать реестр компаний — участников программы. В качестве государственной поддержки такого кредитования спикер предложил запросить компенсацию банкам разницы между рыночной ставкой и льготной, а также создать Фонд обеспечения исполнения обязательств участников программы. Такая система позволит бизнесу сохранить ликвидность для развития, а не тратить средства на обслуживание дорогих кредитов.

Далее слово взяла А. Лударева, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами Биржи грузоперевозок ATI.su, охарактеризовавшая особенности поиска автотранспорта для перевозки металла. Она отметила, что на сегодняшний день биржа представляет собой целую экосистему, в рамках которой автоматизированы и упрощены все этапы перевозки грузов — от поиска перевозчиков до документооборота и анализа проделанной работы. Ежедневно на платформе работают свыше 450 тыс. компаний.

Для выполнения срочных заказов клиенты могут поискать партнера на самой бирже грузоперевозок, где за выполнение заявки будут бороться тысячи исполнителей. При наличии же постоянного потока грузов отправители работают через систему площадок ATI.su. У компаний здесь есть постоянный пул партнеров, взаимодействие с которыми осуществляется через цифровые инструменты — сообщения, документооборот, системы трекинга, мониторинга и др.

Участники здесь сортируются по рейтингу, имеют так называемые паспорта, в рамках которых аккумулируется вся доступная информация о них, история взаимодействия, отзывы и т.д.

Также можно проанализировать колебания ставок на перевозки по регионам и направлениям отгрузки.

А. Бобыкина, руководитель рекрутингового агентства на Урале, описала тренды рынка труда, которые связаны в основном с его разбалансированностью. В частности, в 2024 г. диспропорционально росли зарплаты по категориям персонала и отраслям. Всего за прошлый год в России заработные платы повысили 67% компаний. Что касается номинального роста зарплат в Уральском федеральном округе, то он составил 21—30% по областям.

Кроме того, увеличилась конкуренция за неквалифицированные кадры. На текущий момент в России свыше 12 млн самозанятых, средний возраст которых — 36 лет. Прирост за 2024 г. составил более 3 млн человек. Ожидается, что в текущем году самозанятым станет каждый десятый житель. Именно за этих молодых людей сегодня идет конкуренция у работодателей. Выигрывают, как правило, те, кто предлагает самые гибкие условия труда.

Стоит отметить, что меняется также поведение соискателей, и то, что раньше было редкостью, сейчас уже стало системой. Так, во-первых, кандидаты ищут работу, уже находясь в найме. Во-вторых, они осуществляют поиск работы, не публикуя резюме открыто. В-третьих, меняют работу при росте дохода минимум на 15%, если речь не идет о смене деятельности или о «бегстве» от текущего работодателя. Ну и, в-четвертых, используют «шантаж» при увольнении.

В конце 2024 г. — начале 2025 г. произошли следующие изменения:

· оптимизировались бизнес-процессы в компаниях (увеличился фонд оплаты труда, но эффективность сотрудников не выросла);

· уравновесился уровень зарплат внутри компаний и внутри отделов;

· сократились инвестиционные проекты и, как следствие, планы найма новых сотрудников.

Однако, по мнению А. Бобыкиной, рынок труда постепенно разворачивается в сторону работодателя.

Что касается сферы снабжения, логистики и продаж, то здесь отмечается переоценка профиля должностей. Сейчас работодатели очень аккуратно нанимают персонал, поскольку уже не готовы учить с нуля и склонны принимать только готовых специалистов.

Во второй части встречи состоялась дискуссия, в рамках которой свои мнения высказали потребители металлопродукции, трейдеры и переработчики проката.

Так, С. Брусников, генеральный директор ПТК «Техно-Гиб», рассказал о том, как его компания перешла от изготовления линеарных металлических фасадных панелей к производству автоматических линий, на которых эти панели выпускаются. На текущий момент компания имеет несколько патентов на свою продукцию, а также сертификаты «Сделано в России».

Спикер отметил важность такого сертификата, поскольку он позволяет включить продукцию в Реестр российской промышленной продукции (согласно Постановлению Правительства РФ №719 от 17.07.2015 г.). Внесение продукции в реестры Минпромторга России подтверждает происхождение товаров на территории России и дает возможность производителям участвовать в закупках согласно Федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также получать меры государственной поддержки — субсидии, льготные займы, налоговые преференции и др.

Далее М. Кузьмин, директор компании Инокс, оценил текущую конъюнктуру рынка бесшовных труб. Он заявил, что в настоящее время здесь наблюдается уникальная ситуация — спрос на продукцию снизился, но при этом сократилось и предложение. Кроме того, наблюдается большой выход брака, а сроки изготовления увеличились.

«В связи с этим на данном рынке возрастает наша доля как металлотрейдеров, — уверен М. Кузьмин. — Мы аккумулируем заказы, завозим продукцию на свой склад, вкладываем собственные средства и поддерживаем этот рынок, чтобы клиенты могли купить трубу из наличия. Помимо этого, перед отправкой продукции потребителю, мы осуществляем еее входной контроль, проводим испытания на ударную вязкость, на предел текучести и на макроструктуру. И только потом даем потребителю гарантированное решение его вопроса».

Точно такая же ситуация складывается и в сегменте поковок, кругов и квадрата, оценил М. Тожин, генеральный директор компании Сталь-Максимум. Если в прошлом году наблюдался повышенный спрос на эту продукцию, то сегодня емкость сегмента серьезно снизилась. В компании отметили минимальные складские продажи, начиная с 2022 г.

Участники рынка ожидают, что весной ситуация начнет улучшаться, и крупные потребители продукции будут активнее проводить тендеры по закупкам промышленной продукции.

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube 

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?