Новости РСПМ и компаний
17.02.2012 Олег Чернов: «Воплощаем всё, что задумываем»
О том, как удается удерживать баланс, каких результатов Балтийской металлургической компании удалось достигнуть по итогам 2011 года и какие вершины впереди, ответил журналу БМК «Жизнь в металле» председатель совета директоров компании Олег Николаевиче Чернов.
Каковы основные итоги деятельности вашей компании в 2011 г.? Насколько этот год был для компании благоприятным?
Сравнивая с предыдущими годами, отмечу, что 2011 год для БМК выдался насыщенным на события. И не может не радовать тот факт, что нам удалось воплотить в жизнь все свои планы, в том числе и самые амбициозные. Возможность осуществить задуманное выдалась благодаря четкой инвестиционной программе. В ее рамках было реализовано расширение парка производственного оборудования и обновление автопарка. Запущены линии по производству просечно-вытяжного листа, металлочерепицы и линии продольно-поперечной резки, а также обновлен парк оборудования по металлообработке. Наш автопарк пополнился тягачами, приобретена автовышка, а сотрудников на работу теперь доставляют на новых комфортабельных автобусах. Общий объем инвестиций в 2011 году составил 2.400.000 евро.
Активно в 2011 году велось строительство двух наших основных объектов: Филиала на Окружной и Нового склада 27 000 кв.м. на нашей основной территории. О темпах строительства можно судить по тому, что строительные работы Гипермаркета металла были возобновлены в конце 2010 года, а сегодня уже готовы корпуса склада на 27 000 кв.м.! Работать в том же темпе будем и в новом 2012 году, все структурные подразделения к этому готовы, поскольку уверены в перспективности данных проектов.
По итогам 2011 года был значительно увеличен ассортимент предлагаемого клиентам товара. Вырос и объем продаж - на 33% по сравнению с 2010 годом. Причем объемы продаж частникам росли более быстрыми темпами, чем оптовым покупателям. Для нас не имеет значение сумма заказа, но мы сделаем всё, чтобы покупатели возвращались к нам снова и снова.
Наши усилия уже не первый год отмечены в конкурсах Российского Союза Поставщиков Металлопродукции. В 2011 году свою копилку мы пополнили такими наградами, как «Лучшая металлобаза Северо-Запада» и «Лучший сервисный металлоцентр» в номинации «За самый большой ассортимент». Деятельность БМК попала в «десятку» ведущих российских производителей и поставщиков металла как «Лучший поставщик широкого сортамента проката, труб и метизов из черных и цветных металлов России» в разделе «Универсальный поставщик», причем дважды: и в первом и во втором полугодиях 2011 года.
Помимо этого прошедший год принес нам ещё 2 победы: наш журнал «Жизнь в металле» признан лучшим корпоративным изданием среди металлургических компаний. А по результатам ПРОФИ-ИТОГИ года мы получили номинацию «Бренд Года». К слову, своему бренду на рынке региона мы уделяем большое внимание. Именно поэтому в 2012-й год мы вошли обновленными, существенно скорректировали слоган и логотип компании.
Также в этом году руководители нашего Холдинга не только посетили несколько профессиональных выставок и конференций, но и встречали гостей у себя. В июле нас посетили лучшие металлурги страны – участники Бизнес-конференции «Сервисные металлоцентры по обработки металла в строительной отрасли Северо-Западного региона», которая была организована нами совместно с РСПМ.
Есть ли признаки кризиса на российском рынке металлов? Если да, то какие? Если нет, то будет ли, на ваш взгляд, в этом году рост потребления металлопроката со стороны российских потребителей?
Я думаю, что нынешняя ситуация на рынках достаточно непростая. Мы видим, как лихорадит рынки Европы и Азии, но мировое потребление металлопродукции в 2011 году, которое тем не менее увеличилось на 11 %, говорит о том, что рынок еще жив и не собирается умирать.
Сейчас вскрываются очередные проблемы при кредитовании многих предприятий строительной отрасли (более жесткие требования к заемщикам и увеличение процентных ставок). Я думаю, что вопрос этот временный, и те, кто пережил ненастья 1998 и 2008 года, уже приобрели иммунитет к подобным ситуациям.
Не могу говорить об оценке и перспективе российского рынка в целом, но БМК со своей стороны планирует увеличить объем реализации в Калининградской области на очередные 33% за счет расширения своего географического присутствия, увеличения доли рынка, «проходимости» складов. Ставка делается и на расширение сопутствующего номенклатурного перечня товаров, т.е. на уклон в сторону ритейла и логистики. В целом же рост потребления на нашем рынке увеличится в 2012 году не более, чем на 10%. Дополнительно, есть несколько федеральных проектов – таких как БАЭС, очистные сооружения и т.д., которые, безусловно, помогут стимулировать рост потребления металлопродукции в нашем регионе.
Как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация на российском рынке металлов в период строительного сезона-2012? Как будут изменяться цены на рынке в краткосрочном периоде (февраль, март, апрель)?
Полагаю, что никто не задается вопросом, что будет с ценами до марта включительно, они вырастут в среднем до 10%, и это уже почти свершившийся факт. Вопрос в том, что будет потом?
Не секрет, что многие из нас научились получать спекулятивную прибыль, при росте цен - увеличивать остатки и сокращать дебиторку, при снижении, все наоборот.
На мой взгляд, повторится ситуация как в 2010 и 2011 году - после марта начнется коррекция, потом летом очередные небольшие «качели» и - последующая коррекция к концу года.
Какова программа действий вашей компании на 2012 г. с точки зрения закупок, продаж, запасов, оптимизации издержек, развития бизнеса, диверсификации деятельности? Планируете ли вы расширение сортамента поставляемой продукции? Внедрение новых услуг? Новых видов деятельности?
Увеличивать закупки товара будем при увеличении цен и снижать их при снижении цен. Я думаю, что многие из моих коллег-руководителей трейдеров используют данную схему работы, как возможность повысить прибыльность продаж и во многих компаниях есть аналитические отделы, которые прогнозируют развитие ситуации на 3-4 месяца вперед. Такая тактика привела нас к тому, что весь год мы работали с положительными финансовым результатом, хотя маржинальный доход от продаж, редко был выше 10%.
В общем 2012 год мы планируем таким же насыщенным по всем направлениям. Одной из первостепенных задач является формирование и поддержание ЛУЧШЕГО в отрасли уровня обслуживания клиентов. Качественный сервис с учетом анализа, постоянно проводимого мониторинга, пожеланий и потребностей клиентов – таковы наши приоритеты.
Безусловно, работу на имидж поддержит увеличение ассортимента продукции. В этом году откроем направление по нержавеющему прокату, расширим ассортимент конструкционных кругов, труб большого диаметра. Так что не найти чего-то в БМК в скором времени будет просто нереально.
Планируем расширение и географии работы Холдинга, укрепляя позиция, выпускаемой Холдингом продукции на Российском рынке и выходя на новый для нас рынок - рынок ЕС. В связи с этим БМК не упускает из вида вопросы качества производственных процессов и выпускаемой продукции. В 2012 году планируется перевод всех производственных подразделений на работу по системе менеджмента качества ISO 9001. Грядет и внедрение новых IT-технологий, способствующих переходу на качественно новый уровень в работе с клиентами (CRM, быстрота обслуживания, информативность), в организации электронных торгов металлом, а также автоматизации процессов складского учета.
Инвестиционная программа на 2012 год составляет 4.610.085 Евро, из них на строительство отведено – 3.131.995 Евро, на подключение дополнительных электрических мощностей – 477.850 Евро, на приобретение оборудования – 1.000.240 Евро.
В строительную часть инвестиционной программы входит завершение строительных работ по Окружной и Дзержинского. Новое оборудование будет приобретено для отдела металлообработки, лаборатории контроля качества и автотранспортного подразделения.
Пожалуй, самыми ожидаемыми событиями 2012 года станут открытие Филиала Компании на Окружной 13.000 кв.м. крытых площадей, и нового складского комплекса (май-июнь 2012 года) и запуск крупнейшего крытого склада 27.000 кв.м в Прибалтике (ноябрь-декабрь 2012 г.), что позволит нам укрепить свои позиции на рынках металлопродукции СНГ и ближайших соседей из Евросоюза.
Что предлагает ваша компания для повышения лояльности потребителей, для привлечения новых клиентов?
Сейчас основная задача заключается не в том, чтобы привлекать новых клиентов, а в том, чтобы удерживать «старых», увеличивать частоту контактов и закрывать на 100% текущие их потребности. Все пожелания и предложения собираются и анализируются компанией в течение всего года.
Так, учитывая пожелания клиентов, в 2012 году будет введен в эксплуатацию филиал на Окружной. Это станет дополнительным удобством в работе для клиентов западной части города и области, будет увеличена скорость обработки автомобилей с 1 часа до 40 минут, т.е. время обслуживания клиента от заезда его на территорию до выезда не должна превышать 40 минут.
Вторым важным направление станет подготовка к новому строительному сезону 2012 года. Уже к марту 2012 года склад Балтийской Металлургической Компании будет укомплектован 20 000 тн. металлопроката различного ассортимента, что даст возможность бесперебойного снабжения и сделает ценовое предложение самым интересным.
Кроме того, с прошлого года мы возьмем все самое лучшее в сфере скидок и акций. То, что интересно нашим клиентам, будет культивировать и совершенствовать. Не останутся без внимания, как постоянные наши клиенты, так и частные лица. Дополнительно планируется развивать и участвовать в кобрендинговых проектах с нашими клиентами-партнерами.
Ещё одним стимулом для развития наших отношений с постоянными партнёрами выступит наша инвестиционная программа - каждый из наших постоянных клиентов может участвовать со своей продукцией в реализации наших строительных объектов.
Как вы прогнозируете развития событий на оптовом рынке металлов в России в связи со вступлением в ВТО? Есть ли в этом угроза для работы российских металлоторговых компаний?
За последние 15 лет в мире треть антидемпинговых расследований пришлось на металлургический сектор. Против России в настоящее время принимаются меры во многих странах мира. Мы же, в свою очередь, также ведем борьбу за свой рынок и пытаемся не допустить демпинга на своей территории, ведь в 50-60 % от поданных заявлений российские металлурги достигают успеха. Именно поэтому я считаю, что вступление России в ВТО улучшит эффективность применения антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, поскольку она станет полноправным членом арбитража ВТО.
В перспективе же, после вступления в организацию, появится возможность доступа к финансовым механизмам и увеличению металлопотребления. Однако скорых перемен ожидать не следует, т.к. нам предстоит достаточно затяжной переходный период, к тому же металлоторговые компании рассматриваются отдельно от странового фактора.
Хочется отметить тот факт, что нашим производителям придется уровнять свои внутренние и экспортные цены, последние бывают дешевле, более чем на 100 USD. Думаю, что прибыльность внутреннего рынка для Российских производителей уменьшится, и необходимо будет искать дополнительные источники прибыли, выход на конечного потребителя, продукты с высокой добавленной стоимостью, металлосервис и т.д.
Я не говорю, станут цены дешевле или дороже, тут все зависит от мирового рынка, но то, что тренд внутренних цен будет приближаться к экспортным ценам – это факт.
В целом с какими угрозами, на ваш взгляд, придется столкнуться трейдерам в 2012 г.?
Главная угроза для нас – снижение платёжеспособного спроса у наших потребителей. Безусловно, что все региональные трейдеры, в большей или меньшей степени, столкнутся с усилением давления со стороны торговых домов производителей и сетевых компаний (хотя в меньшей степени). Для выживания региональным игрокам необходимо использовать различные тактики: не только специализацию по категориям и создавать дополнительные конкурентные преимущества, но и диверсифицировать свой бизнес.
Лично я вижу 4 пути выживания: выход на новый рынок, расширение номенклатуры и количества предоставляемых услуг, увеличение масштабов вертикальной интеграции в отрасль и развитие логистических услуг – как способ повышения прибыльности компании. В стратегической перспективе - угрозы связаны со вступление России в ВТО. Здесь возможны несколько региональных сценариев, в том числе и ускорение консолидации на металлургическом рынке.
Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: